В работе, как в любви – пройдя все этапы, приходишь к чему-то большему
Оренбурженка Татьяна Лазарева уже 18 лет руководит труппой драмтеатра
Мы продолжаем наш цикл статей «Оренбург — герои рядом с нами». Многие из нас хотя бы раз бывали в театре, восхищались постановкой, игрой актеров. Но задумывались ли вы, что там, в закулисье, работает целая команда – осветители, звукооператоры, бутафоры, реквизиторы, монтировщики и т.д. Одним из важных участников такой семьи является наша сегодняшняя героиня — Татьяна Лазарева, заведующая труппой и помощник художественного руководителя драматического театра им М. Горького.
Уже 31 год оренбурженка с воодушевлением приходит не на работу, а в любимый театр. Интересно, что наша героиня изначально не мечтала связать свою жизнь с искусством, но импульсивное решение привело Татьяну Петровну к любимому делу. Наша собеседница только во время обучения в училище культуры на факультете «Театральная режиссура» поняла, чем готова заниматься изо дня в день. В 1992 году она устроилась помощником главного режиссера Оренбургского драмтеатра, а в 2005 году уже была заведующей труппой и помощником худрука.
– Обязанностей у меня много. По-моему, будет проще сказать, что не входит в них. Скажем так — я отвечаю за все, что касается сцены: расписание театра, его планировка, прокат репертуара, репетиционный процесс, и, конечно, актерский состав. В первую очередь, я отвечаю за дисциплину. У нас есть основной актерский состав – это 40 человек, вспомогательный – 30 с лишним студентов первого, второго, третьего и четвертого курсов актерского факультета. Ребята участвуют в репертуаре театра, а это значит, что и за их работу я также отвечаю перед художественным руководителем театра.
Татьяна Лазарева отметила, что после того, как худрук Рифкат Исрафилов утвердил её в должности завтруппы, она стала на тот момент самым молодым членом коллектива во всем театральном пространстве. Оренбурженка благодарна ему и называет его «отцом своей профессии».
Иногда нашей героине приходится вникать в личную жизнь актеров, так как вопросы быта, здоровья, финансирования и семейные проблемы могут отразиться на работе всей труппы. В решении каждого вопроса приходится учитывать всю сложность характера человека искусства.
— Как я объясняю студентам (первого курса): «С этого момента у вас нет ни папы, ни мамы, ни личной жизни, ни вашего любимого человека. У вас есть только Татьяна Петровна и театр. На мой звонок вы обязаны ответить всегда, потому что я решаю ситуацию в театре. Сейчас вы полностью принадлежите только театру». Когда они начинают постигать азы профессии, мы начинаем объяснять им, что профессия эта очень сложная и жертвенная.
Татьяна Лазарева говорит, что именно поэтому она очень нежно относится к своей труппе. Наша собеседница как никто другой знает, чем им приходится жертвовать ради зрителя – временем с детьми, любимыми, родителями, отпуском и даже здоровьем.
— У нас в драмтеатре есть Заслуженный артист России. Я помню – играли мы в Орске на гастролях, зал огромный, полный детей, сказку ждут. А у него давление 200 с лишним, вызываем скорую. Кардиологи говорят: «Немедленно в реанимацию». А он: «Я не могу. Как сейчас выйти и сказать детям, что сказки не будет?». Они ему делают укол и дежурят за кулисами. Он играет сказку, когда в такой ситуации люди нормально двигаться не могут. Но самое интересное – он возвращается, ему измеряют давление, а оно 120 на 80. Сцена лечит, поэтому без нее они жить не смогут. И я отношусь к ним, как к своим родным, любимым детям.
Татьяна Петровна делает всё и даже больше, чтобы жизнь артистов стала более комфортной. Даже если это касается организации и проведения выездных спектаклей, когда оренбургские актеры приезжают в новый город для демонстрации мастерства. Благодаря ей и команде закулисья, наши земляки могут со спокойной душой выходить на сцену и прославлять родной край своим талантом.
Такие усилия не остались незамеченными на высоком уровне. Каждую награду наша героиня считает не своей заслугой, а всего коллектива.
— На любую почетную грамоту, звание, даже мое «Заслуженный работник культуры РФ», работал весь театр. Потому что это все было сделано вместе. «Театр – искусство коллективное!» — так говорил Константин Сергеевич Станиславский.
Татьяна Лазарева рассказала, как ей за 31 год работы удалось не выгореть.
— Помогает результат. Когда ты видишь, что твоя работа приносит результат. Когда ребята вырастают из молодых студентов в мастеров. А может быть, когда ты правильно попадаешь в профессию, ты её любишь. Если вы любите мужчину, и он любит вас, то разве можно выгореть? Нет. В любви проходишь все этапы – когда страсть переходит в нечто другое, более сильное и мощное. В работе точно также. В моем случае, не я выбирала свою профессию, она выбрала меня сама. Надеюсь, она не ошиблась.
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения