Что грозит студентам оренбургских вузов, не прошедших мониторинг эффективности?
Жанна Ермакова: «Все объективно, правдиво и прозрачно»
Мы уже рассказывали о результатах мониторинга эффективности деятельности вузов России. Так получилось, что только у одного высшего учебного заведения в нашем регионе — Оренбургского государственного университета — все пороговые значения показателей достигнуты или превышены.
Студенты некоторых других вузов, которые не прошли мониторинг, понятное дело, переживают за свою судьбу. О том, что означают эти цифры в жизни вузов и студентов, мы побеседовали с ректором ОГУ, председателем совета ректоров вузов Оренбургской области Жанной Ермаковой.
Жанна Анатольевна, как часто проводится мониторинг эффективности вузов, для чего он нужен?
— Решение о проведении ежегодного мониторинга было принято пять лет назад, в 2012 году. Ситуация в системе высшей школы действительно требовала усиления контроля со стороны государства. Процесс модернизации высшего образования, форматирование этого важнейшего института общества в виде услуги привели к небывалому росту числа государственных и негосударственных вузов и их филиалов. Многие из них не имели буквально ничего для качественного образовательного процесса: соответствующих помещений, лабораторного оборудования, квалифицированных преподавателей, при этом обладали правом выдачи своим студентам дипломов о получении высшего образования. Очевидно, что необходимо было наводить порядок в этой сфере, ликвидировать учебные заведения, выпускающие специалистов низкой квалификации, не востребованных на рынке труда, выстроить общую для всех объективную систему оценивания.
На ваш взгляд, насколько мониторинг полезен на практике или это все-таки некая формальность?
— Безусловно, к мониторингу нельзя относиться как к формальности. Основные его параметры соотносятся с ключевыми требованиями лицензирования и аккредитации и позволяют проводить регулярную оценку соответствия вуза определенному уровню качества образования. Если он не выполняет несколько показателей мониторинга, то это свидетельствует о негативных тенденциях его развития и функционирования. Результаты мониторинга имеют, на мой взгляд, большое значение для потенциальных абитуриентов и работодателей, так как дают возможность правильно ориентироваться в большом количестве образовательных предложений и делать выбор, значимый как для личности, так и для предприятия. В 2015 году неэффективными было признано около 300 вузов и филиалов, в прошлом – более 400, причем 237 из них – негосударственные вузы и их филиалы, в этом году - 124 вуза и филиала, и по 165 учреждениям продолжается обработка данных. Это означает, что основная масса некачественных образовательных организаций прекратила свое существование. В целом ситуация в системе высшего образования оздоровилась, и вузы очень тщательно следят за тем, чтобы выполнялись главные критерии оценки их деятельности.
Как это выглядит на практике, что конкретно проверяется в вузе?
— Мониторинг – это не поездки сотрудников Минобрнауки России по образовательным организациям с проверками. Анализируются данные о деятельности вуза по целевым показателям эффективности, которые объявляются заранее, находятся в общем доступе, так же, как и методика их расчета. В ходе мониторинга оценивались следующие направления работы вуза: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, заработная плата профессорско-преподавательского состава, трудоустройство выпускников, контингент студентов. Показатели рассчитываются на основе официальной отчетности вузов, представляемой в личных кабинетах единой информационной системы, данных Пенсионного фонда России (это относится к показателю трудоустройства). Все это обеспечивает объективность мониторинга и невозможность искажения данных. Все объективно, правдиво и прозрачно.
Чем грозит студентам и преподавателям непрохождение мониторинга?
— Невыполнение нескольких показателей мониторинга – это повод задуматься об эффективности той стратегии развития, которая была выбрана конкретным вузом. Получившие такие результаты имеют возможность скорректировать свою деятельность, однако им предстоит пройти проверку Рособрнадзора. Если она подтвердит итоги мониторинга, будет поставлен вопрос о реорганизации вуза, вплоть до лишения его лицензии.
Негативные результаты мониторинга – тревожный сигнал и для студентов, которые могут пострадать, если образовательное учреждение впоследствии лишится аккредитации по части направлений подготовки. В этом случае выпускники получат диплом не государственного образца, а установленного самим вузом. Практика показывает, что студенты быстрее всего реагируют на негативные результаты мониторинга, предпринимая попытки перевестись в более успешный вуз, при этом многие из них рассматривают и варианты коммерческого обучения в других вузах. Очевидно, что и преподаватели хотели бы работать в успешном, стабильно развивающемся вузе.
Почему такие результаты в ОГУ по итогам мониторинга? Можете ли Вы прокомментировать каждый параметр? Что необходимо, чтобы результаты были хорошими?
— Оренбургский государственный университет действительно единственный в регионе вуз, который полностью, по всем показателям, находится в «зеленой зоне»: то есть все пороговые значения мониторинга достигнуты или перевыполнены. Такие результаты отражают системную работу коллектива по всем направлениям, а не только по тем, которые обозначены в мониторинге, так как мы нацелены на укрепление своей роли главного вуза как в регионе, так и в обширном геополитическом пространстве южного приграничья России.
Главный показатель важнейшего критерия «Образовательная деятельность» — средний балл ЕГЭ студентов. В чем его значение? Чем больше абитуриентов с высокими результатами экзаменов придет в вуз, тем лучше студенты проявят себя в учебе, науке, тем более качественными специалистами они станут.
Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника свидетельствует о количестве и качестве научных проектов в вузе, о его интеллектуальном потенциале, который используется на благо технологического и экономического развития региона и страны. Этот показатель в ОГУ по итогам прошлого года (105 тысяч рублей) имеет значительный прирост, и мы полагаем, что получим более 140 тысяч рублей на одного научно-педагогического работника по итогам 2017-го. Это конкретная работа ученых для конкретных нужд государства и предприятий, и потребность в ней, судя по динамике, растет.
Численность иностранных студентов, у нас их более 1000, подтверждает востребованность образовательных программ учебного заведения у граждан других государств, развитость международных связей, способствующих обмену учебными и научными новациями.
В мониторинге учитываются также средняя заработная плата сотрудников в сравнении со средней по региону, общий объем доходов. По сути, эти показатели фиксируют уровень менеджмента в вузе, умение руководства выстроить эффективную систему управления учебным заведением, избавленную от непроизводительных расходов.
Большое значение придает министерство в последние годы трудоустройству выпускников: если подавляющее большинство выпускников в первый же год после окончания находят работу, значит, вуз подготовил действительно нужных региону и стране специалистов, обладающих как теоретическими знаниями, так и практическими навыками.
Особенно хочу отметить, что ОГУ удалось достигнуть значительного роста по сравнению с уровнем прошлого года по показателю научно-исследовательской деятельности (+43,3 %) и по уровню заработной платы профессорско-преподавательского состава (+14,3 %), что свидетельствует об ответственной и качественной работе всего коллектива университета.
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения