Почему выпускников вузов не принимают на работу без опыта?
Накипело: взгляд работодателя
Тема о том, что выпускникам без опыта сложно устроиться на работу, муссируется повсюду – от семейных разговоров на кухне до федеральных СМИ. Почему предприниматели не хотят давать молодежи путевку в жизнь? Что мешает наладить систему целевого обучения под заказ работодателя и распределения выпускников?
Своим мнением с нами поделилась предприниматель, руководитель группы компаний по продаже канцтоваров и производству типографской и сувенирной продукции Татьяна Демина.
«17 лет я являюсь собственником компании, и все эти годы относилась к работодателям, которые принимают на работу выпускников и студентов-заочников. Мне нравится обучать молодежь, передавать им свои знания, и я была убеждена, что вырастить сотрудника под свои запросы во многих случаях проще и правильнее, чем искать и переучивать опытного специалиста.
Но в этом году я приняла решение избегать неопытных сотрудников.
Расходы
Давайте разберемся, что значит для компании взять на работу студента? В первую очередь это означает готовность нести расходы. Оплаченный отпуск, оплаченное время сессии, еще одна ставка для сотрудника, замещающего студента на время сессии, затраты личного времени руководителя, ресурсов компании, ресурсов опытных сотрудников на обучение человека, который…. ничего не готов давать взамен.
При приеме на работу я заключаю с кандидатом своеобразный психологический контракт. Я принимаю на себя обязательства по обучению неопытного сотрудника и могу гарантировать, что он выйдет из компании высококлассным специалистом с опытом работы. И этот опыт заключается не в перекладывании бумажек и сортировке корреспонденции, как обычно бывает во время производственной практики. Сотрудник полноценно вовлекается в бизнес-процессы и получает реальные навыки работы – с клиентами, с бухгалтерской отчетностью, с договорами компании. При этом мы не ранжируем заработок сотрудника в зависимости от опыта работы – молодому специалисту сразу же предлагается оклад, предусмотренный штатным расписанием, и он будет не ниже среднего в организации и на рынке труда.
Нежелание учиться
И мы всегда были готовы идти на эти расходы, даже несмотря на то, что неопытный сотрудник – это не полноценная штатная единица, а «половина ноги». Его обязательно курирует наставник, который готов учить – но, к сожалению, не каждый готов учиться. Очень часто я замечаю в молодежи склонность к так называемому паразитарному образованию. Не пытаясь разобраться в сути задачи, неопытный сотрудник из раза в раз задает наставнику один и тот же вопрос: «Как это сделать?». Свою задачу он видит в том, чтобы спросить и выполнить инструкцию, а не включиться в процесс и работать самостоятельно. В результате копится негатив, возникают недовольства и обиды, и для меня как для собственника это очередная потеря эффективности компании.
Тем не менее, из года в год я шла на такие сделки в надежде получить ресурсы для формирования команды. Ведь выгоду от сделки должны получать обе стороны. В обмен на свои затраты я хочу получить опытного, эффективного сотрудника со специальным образованием, который будет работать в компании. Не так уж много, согласитесь.
Спасибо и... пока!
Чем же в большинстве случаев заканчивается такая сделка? Студент-заочник соглашается на мои условия, работает и набирается опыта, оканчивает вуз – и пишет заявление на увольнение. Ситуация повторяется из раза в раз, и в конце концов работодателю надоедает быть доброй тетей. Да, зачастую от сотрудников, которые начинали работать в моей компании, я слышу благодарности в своей адрес. Но что мне это дает как предпринимателю?
Именно неготовность и нежелание молодых специалистов давать что-то взамен становится главной причиной растущей неготовности и нежелания собственников компаний брать на работу выпускников и студентов.
Программа целевого обучения не работает
По этой же причине в стране не работает в полную силу программа целевого обучения студентов. Работодатели понимают – компания понесет затраты на обучение сотрудника, но далеко не факт, что он останется в ней работать. Трудовое законодательство в России выстроено так, что не позволяет взыскать эти затраты с работника. И у компаний нет никакой заинтересованности в проекте.
Напутствие от работодателя
Точку в извечном споре работодателей и выпускников можно поставить однозначно. Студенты должны понять, что в мире бизнеса главенствуют принципы взаимного уважения и взаимной выгоды. Только так можно построить серьезную и эффективную карьеру, и стать звездным, по-настоящему ценным для компании специалистом, а не мечтателем, перебегающим с места на место в поисках лучшей доли. Ведь при таком подходе её можно так и не найти».
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения