Нужна ли Оренбургу новая транспортная реформа и сколько должен стоить билет на автобус?
Эти и другие темы очень эмоционально обсуждались за круглым столом

Сергей Бабин и Альберт Юмадилов. Фото 1743.ru
Проблем в Оренбурге великое множество: это и вывоз мусора, и своры бродячих собак, и нехватка школ, и много-много чего еще. Но есть главная проблема, царь-проблема: общественный транспорт. Здесь даже трудно выделить что-то конкретное, плохо примерно все. И именно ее обсудили сегодня за круглым столом, который модерировали новый мэр Оренбурга Альберт Юмадилов и председатель горсовета Сергей Бабин.
Круглый стол в библиотеке имени Крупской. Фото 1743.ru
Зачем была нужна транспортная реформа?
При словах «транспортная реформа» у среднестатистического оренбуржца начинает интенсивно выделяться слюна — так ему хочется плюнуть в тех, кто это затеял (благо почти все они уже покинули свои места). Шутка, конечно, но более непопулярное решение городских властей трудно отыскать: реформа оказалась катастрофически неудачно, по крайней мере, так считают в народе.
Да и городские власти признают: что-то пошло не так. И тем не менее, настаивают чиновники, изменения были необходимы.
Оксана Матвеева, начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга:
— Город Оренбург с двухтысячных годов сильно изменился. Изменилась инфраструктура, расположение социально-значимых объектов, появились новые ЖК. Те маршруты, которые обслуживали население раньше, уже не закрывали потребностей жителей города. Поэтому цель была — качественно улучшить транспортное обслуживание жителей города.
Ну да, понятно, что цели были благие, но результат… Тут же чиновники признали: их буквально завалили жалобами! Все эти «сигналы с мест» были собраны, систематизированы, и в администрации создали «тепловую карту», на которой видно, в каком районе проблема стоит особенно остро.
Но и эта карта, считают депутаты, которые присутствовали на встрече, не вполне отображает реального положения дел.
Карина Салихова, депутат горсовета:
— Здесь мы на экране видим 59 жалоб, но мы подписей отправили 1100. 1100 жителей микрорайона Южный говорили о регулируемых тарифах, о соблюдении графиков…
На бумаге одно, на деле другое: как ходят автобусы по Оренбургу?
Но очевидно, что дело здесь не только в самой реформе. Да, наверное, какие-то ошибки были допущены и на этапе создания новых схем и графиков; но дело в том, что графики эти в реальности не очень-то соблюдаются.
Сергей Сукманов, депутат горсовета:
— Мы на протяжении 10 дней мониторили как график движения, интервалы движения, состояние самого транспорта. Интервал не соблюдается! То есть заявлен интервал 15 минут, а мы видим 30-40 минут. На наше обращение был ответ, что по маршруту ходит 8 автобусов, а по факту — 4. И такое чувство, что автобусы ездят друг за другом, и зачастую к остановке одновременно приезжает два автобуса. Еще отсутствует автобус на интерактивной схеме. Движение по ней отследить невозможно.
И простая жительница Оренбурга, прорвавшаяся на круглый стол, говорила о том, же, но гораздо эмоциональнее:
— Они невовремя приезжают! График есть, но его не соблюдают. Например, в 19:40 с «Мармелада» должен отходить автобус, а выезжает раньше. Женщина одна хотела взять такси, доехать до ТЭЦ, поймать его [водителя] и надавать хорошенько! Потому что за неделю она три раза вызывала такси: то 400 рублей, то 700… Ну, вот зачем этот автобус выезжает раньше времени?!
Этому городу нужна стратегия?
Ученый, который, собственно, и занимался разработкой схемы, которая легла в основу неудачной реформы, считает, что Оренбургу необходимы не какие-то разовые перемены, ему нужна долгосрочная стратегия развития транспортной системы, проработанная, пусть и в общих чертах, минимум лет на 10 вперед. Реагировать на какие-то проблемы, которые вылезают то здесь, то там, недостаточно.
Николай Якунин, завкафедрой автомобильного транспорта ОГУ:
— Напомню вам слова великого китайца: тактика без стратегии — это суета перед поражением!
По его словам, Оренбургу необходимо создавать «идеальную схему развития транспорта» — и двигаться к этой цели, а не просто решать локальные проблемы: их с каждым годом будет становиться больше.
Ученого поддержал и представитель перевозчиков-частников. По его словам, предприниматели, которые получают лицензию на 180 дней и не знают, что с ними и их маршрутом будет по истечении этого срока, не будут вкладываться в развитие. Какой смысл покупать в кредит новый автобус, если ты не уверен, что он будет отрабатывать свою стоимость через полгода?
Максим Фазуллин, директор ассоциации перевозчиков Оренбурга:
— Невозможно планировать свою работу, финансовую и любую другую, имея горизонт планирования 180 дней! Нужна какая-то цель, которая в перспективе нам видна.
Перевозки — это не бизнес! Оренбург перейдет на брутто-контракты?
По мнению ученого, в основу будущей стратегии должен лечь принцип: пассажирские перевозки — это не бизнес, это социальная нагрузка, такая, как образование, здравоохранение, культура.
Николай Якунин, завкафедрой автомобильного транспорта ОГУ:
— Без брутто-контрактов мы будем из года в год получать то же самое, что сейчас. Модель 90-х годов — она все, закончилась! Мы с вами переживаем переход. И вообще, отношение к перевозкам пассажиров, как бизнесу — надо это заканчивать. Надо выстраивать эту систему, как социальные услуги. Иначе мы будем постоянно проигрывать.
Что такое «брутто-контракт»? Справка 1743.ru
Брутто-контракт заключается между администрацией и перевозчиком. Перевозчик при этом получает деньги не за количество перевезенных пассажиров, а за количество километров, которые проехал в рамках контракта. В этом случае перевозчику все равно, набрал ли он полный салон пассажиров или «везет воздух». Водители не гоняются друг за другом, не избегают выхода в малолюдные вечерние рейсы — они получают свои деньги в любом случае. А выручка от продажи билетов идет в бюджет муниципалитета — но она, естественно, не покрывает затрат на транспорт. В итоге обслуживание становится лучше, но город несет большие расходы.
С ученым согласился глава Оренбурга. Но при этом отметил: есть у этой системы один нюанс…
Альберт Юмадилов, глава Оренбурга:
— Альтернативы брутто-контрактам нет, это единственная схема, по которой работают успешные города. Мы были в Перми — действительно, все работает, как часы… Другое дело, что это финансово емкий процесс. И, если мы введем брутто-контракты, у меня нет уверенности, что наши местные коммерческие перевозчики останутся на этих маршрутах. Потому что, как только возникает брутто-контракт, заходят большие предприятия, «большие дяди» из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга…
Рост тарифов: сколько будет стоить проезда на общественном транспорте?
Был поднят и самый, наверное, неприятный для пассажиров, то есть простых оренбуржцев, вопрос. Председатель горсовета Сергей Бабин поинтересовался поочередно у частных и государственных перевозчиков, устраивает ли их та стоимость проезда, что установлена сейчас?
Частник долго подбирал слова, и в конце концов ответил: интересы бизнеса, то есть перевозчиков, были принесены в жертву интересам политиков — тарифы постоянно сдерживали, чтобы не вызвать общественного недовольства. А пострадали от этого не только самим перевозчики, но и весь город: существующие цены не позволяют обновить автопарк, ив итоге пассажири теперь ездят на убитых «Пазиках».
Максим Фазуллин, директор ассоциации перевозчиков Оренбурга:
— Всегда тариф был политическим вопросом. Какой-то период — лет пять или больше — мы переходили из выборов в выборы, и сильно отстали [от рынка]. Скажу так: тариф сегодня «бьет по хвостам». То есть он закрывать прямо экстренные нужды, но не позволяет планировать хоть какой-то рост.
Его коллега из муниципальной компании высказался осторожней, но обреченности в его голосе было больше.
Олег Кретинин, директор МКП «Оренбургские пассажирские перевозки»:
— Тариф у нас не обеспечивает потребности текущие. По опыту других регионов 1 там уже и 80 рублей есть, а где-то и больше...
Цветная схема, как в московском метро: оренбуржцам объяснят, какой автобус куда идет
В общем, проблем в сфере общественного транспорта громадное количество, и носят они системный характер. Порадовать читателей, вроде бы, и нечем…
Хотя нет, есть один приятный сюрприз. На круглом столе рассказали о новой схеме движения транспорта, разработанный в городской администрации. Руководство (кто именно, не говорилось, но подозрения по этому поводу есть) потребовало собрать информацию о всех городских маршрутах на одной схеме. Получилось что-то вроде схемы московского метро: каждый маршрут выделен своим цветом, находишь свою остановку, смотришь, какие линии через нее проходят и куда тянутся — вроде бы, удобно.
Инна Осипова, графический дизайнер:
— Здесь использовалась географическая привязка, но [карта] изображена под углом 15 градусов, чтобы выглядеть более компактно. Она не занимает много места, но позволяет учитывать направление движения. Каждый маршрут имеет свой цвет.
Эта карта, по словам авторов, может использоваться и для печати на бумаге — город может наделать листовок, чтобы раздавать пожилым пассажирам — и для использования в интернете. Может, и приложение для телефона на ее основе запилят — было бы неплохо…
Торговые центры, спортшколы, стадионы. Где в Оренбурге можно покататься на коньках?
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения



